- Земельное право

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.

Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?

Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Уголовный процесс: конспект лекций

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл.

21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования.

При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

  • Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:
  • 1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
  • 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  • 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Читайте также:  Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК).

Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.

УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:

  1. 1) составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;
  2. 2) прекращением уголовного дела;
  3. 3) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст.

160 УПК, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.

Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.

Понятие и виды дознания

Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Суть выделение данной формы расследования заключается в том, что по менее сложным в доказывании преступлениям подготовка уголовного дела к судебному разбирательству производится в более сжатые сроки с упрощенной процедурой сбора доказательств и особенностью принятия процессуальных решений. Такая форма допустима с учетом доступности достаточных для установления вины лица, совершившего общественно опасное деяние, доказательств, отсутствия особого правового статуса виновного и его согласия с выдвигаемым подозрением. Право на скорый, объективный суд имеет как потерпевший, так и подозреваемый (ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно

Закон предусматривает для должного обеспечения назначения уголовного судопроизводства и своевременности принятия процессуальных решений производство органом дознания неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ).

При производстве такого дознания орган дознания возбуждает уголовное дело по правилам ст. 146 УПК РФ, проводит неотложные следственные действия и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела направляет его руководителю следственного органа по правилам ст. 149 УПК РФ.

Производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовному делу уже не именую термином «дознание», хотя именно она является его классическим образом.

Производство неотложных следственных действий является факультативным этапом расследования, так как: во-первых, имеет место не по всем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; во-вторых, включается в срок предварительного следствия.

Перечень неотложных следственных действий при производстве по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не определен. Следовательно, дознаватель вправе произвести любое следственное действие, если оно является неотложным, несвоевременность проведения которого приведет к утере доказательств либо информации, имеющей значение для уголовного дела; усложнению процедуру восстановления нарушенных прав потерпевшего, но до момента сбора достаточных доказательств для предъявления лицу обвинения.

Органам дознания рекомендуется уведомлять руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК.

Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел. Поэтому следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативнорозыскных мер.

Читайте также:  Каковы выплаты работникам при сокращении штата

Орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к исключительной компетенции следователя либо последующим этапам расследования: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.

Несмотря на то, что закон говорит лишь о производстве неотложных следственных действий, это не исключает возможность органом дознания осуществлять иные процессуальные действия, применять меры принуждения, осуществлять действия непроцессуального характера.

Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.

Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемого (ст. 91, 92 УПК РФ), избрание мер пресечения (ст. 100 УПК РФ), наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ), получение обязательства о явке (ст. 112 УПК РФ), осуществление привода (ст. 113 УПК РФ).

Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент и т.д.

Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридической компетенции, т. е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157 УПК РФ), который определяется правилами подследственности уголовных дел. При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

В ч. 2 ст. 41 УПК РФ установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников органа дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству всего предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК (дознания) и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных действий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10-суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

После направления дела прокурору орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. На органе дознания продолжает лежать обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157). При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий, согласно оперативно-розыскному законодательству.

Права и обязанности дознавателя

Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.

Замечание 1

Проведение предварительного расследования в дознавательной форме реализуется в порядке, который установлен на основании 21,22, 24-29 глав Уголовно-процессуального кодекса.

В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.

В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями:

  1. получение предметов, документов или иной информации;
  2. проведение опросов лиц (при условии их согласия);
  3. истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании 3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (в соответствии со 165 статьей Уголовно-процессуального кодекса), у дознавателя с согласия прокурора есть право возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (в соответствии с 1 частью 224 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 4 апреля 2021 года

Статьей 151 УПК РФ в новой редакции установлено, что предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам, в том числе совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ. Дознание по уголовным делам, совершенным сотрудниками органов принудительного исполнения, проводят дознаватели органов принудительного исполнения РФ, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 157 УК РФ и 177 УК РФ, частью первой статьи 294 УК РФ, статьей 297 УК РФ, частью первой статьи 311 УК РФ, статьями 312 УК РФ и 315 УК РФ.

По уголовным делам о преступлениях, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения, предварительное следствие может производится также следователями органов федеральной службы безопасности.

Перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета РФ, дополнен преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следственный комитет России будет ликвидирован

По сравнению с 2010 годом благодаря эффективному оказанию медицинской помощи, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний отмечается снижение смертности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2 раза (в 2010 году — 4774 человека, в 2020 — 2400 человек), снижение количества заболевших инфекционными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция) осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в 2010 году выявлено 10124 случая заболевания ВИЧ-инфекцией, в 2020 году — 4942, в 2010 году выявлен 8681 случай заболевания туберкулезом, в 2020 году — 1516 случаев).

Совершенствование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагает:

обеспечение реализации гарантированного права на беспрепятственное получение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, информации о своем здоровье, ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья, получение консультаций врачей — специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

развитие в соответствии с лицензионными требованиями первичной медико-санитарной помощи и отдельных видов специализированной медицинской помощи, обеспечивающих снижение заболеваемости, смертности и инвалидности;

выработку мер по повышению эффективности противодействия распространению социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, совершенствованию системы обеспечения инфекционной безопасности уголовно-исполнительной системы;

Читайте также:  09.05.2023 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

реформирование контрольно-надзорной деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, направленное на профилактику инфекционных заболеваний;

участие в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

информатизацию медицинских организаций уголовно-исполнительной системы с созданием медицинских информационных систем медицинских организаций, осуществляющих взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также с информационными системами в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования, и его территориальных фондов.

С учетом совершенствования медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к 2024 году прогнозируется снижение смертности от заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы до 20 процентов, к 2030 году — до 50 процентов.

В целях исполнения наказания в виде принудительных работ сформирована сеть исправительных центров в 76 субъектах Российской Федерации, состоящая из 111 учреждений, с возможностью размещения в них 8,2 тыс. осужденных.

Дознание в сокращенной форме

Сокращенное дознание может производиться на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Однако при этом одновременно должны быть в наличии следующие условия:

  1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает квалификацию деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
  3. отсутствуют следующие обстоятельства исключающие производство дознания в сокращенной форме:
  • подозреваемый является несовершеннолетним;
  • имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера;
  • подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК РФ;
  • лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  • подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;
  • потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

Особенности производства дознания

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК РФ), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1.Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 Ст. 150 УПК РФ).

2.Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

— дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 Ст. 151 УПК РФ). Производство дознания возможно и группой дознавателей (Ст. 223.2 УПК РФ);

— следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

Право на проведение дознания

Предварительное расследование в форме дознания (в соответствии с 3 частью 151 статьи Уголовно-процессуального кодекса) производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК, за исключением уголовных дел, которые указаны в параграфах 3-6, 3 части 151 статьи УПК;
  • дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных 253 и 256 статьями (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами Федеральной службы безопасности), 1 части 322 статьи и 1 части 323 статьи Уголовного кодекса, а также о преступлении, предусмотренном 1 части 188 статьи Уголовного кодекса (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами Федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 Уголовного кодекса;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса;
  • дознавателями органов государственной пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, а именно лицами, указанными в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, внешней разведки и т.д. (см. подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса);
  • дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232 и ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предварительное расследование — что нужно знать

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *