Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит административное расследование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.
Кто инициирует и проводит административное расследование?
Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:
Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Основные виды административного расследования:
Предварительное расследование. Этот вид расследования проводится для установления фактов административного правонарушения и определения лица, подозреваемого в его совершении. Предварительное расследование выполняется компетентными органами, такими как полиция или прокуратура, и включает сбор доказательств, показания свидетелей, осмотр места происшествия и другие процессуальные действия.
Специальное расследование. Этот вид расследования применяется в случаях, когда для выявления фактов административного правонарушения требуются специальные знания или технические навыки. Например, специальное расследование может проводиться в области наркотиков, экологии, пожарной безопасности и т.д. Оно включает в себя привлечение специалистов и проведение специальных экспертиз.
Следственное действие. В рамках следственного действия проводятся определенные процессуальные мероприятия, например, допрос подозреваемого, проведение обыска или осмотра, изъятие документов или веществ, а также другие следственные действия, направленные на сбор доказательств.
Контрольные заключения. В определенных случаях органы, проводящие расследование, могут обратиться к экспертам или специализированным учреждениям для получения контрольного заключения или экспертного мнения. Например, экспертное заключение может быть запрошено для определения состояния алкогольного опьянения водителя, определения степени повреждения имущества и т.д.
Конкретный вид административного расследования применяется в зависимости от обстоятельств и характера правонарушения, а также в соответствии с требованиями закона.
Обычно сроки проведения административного расследования определены следующим образом:
- Предварительное расследование. Законодательство предусматривает, что предварительное расследование должно быть завершено в разумные сроки. Однако конкретные сроки не указаны и могут варьироваться в зависимости от сложности дела. В общем случае, сроки предварительного расследования могут колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев.
- Специальное расследование. Сроки проведения специального расследования могут быть более продолжительными, так как оно связано с проведением специализированных экспертиз или дополнительных исследований. В зависимости от сложности дела и доступности необходимых ресурсов, сроки проведения специального расследования могут составлять от нескольких недель до нескольких месяцев.
- Следственное действие. Сроки проведения следственных действий также могут быть различными и зависят от конкретных обстоятельств дела. Например, сроки для проведения допроса подозреваемого или свидетелей могут быть определены в пределах нескольких дней или недель.
Законодательство предусматривает, что для обеспечения надлежащего проведения расследования и соблюдения процессуальных требований должны быть созданы определенные условия и обеспечено необходимое оборудование:
- Отдельные помещения для проведения допросов, дополнительных следственных действий и экспертиз. Эти помещения должны обеспечивать приватность и безопасность всех участников процесса. Они могут быть оборудованы аудио- и видеозаписью для фиксации процесса.
- Помещения для хранения материалов расследования. Важно обеспечить сохранность и конфиденциальность доказательств и других материалов, связанных с проводимым расследованием. Помещения для хранения должны быть доступны только уполномоченным лицам и обеспечивать защиту от несанкционированного доступа или повреждения.
- Специализированное оборудование для проведения технических исследований и экспертиз. В случае необходимости проведения технических экспертиз, например, анализа электронных данных или финансовых операций, может потребоваться специализированное оборудование и программное обеспечение.
- Средства связи и информационные технологии. Для эффективного взаимодействия и обмена информацией между участниками расследования могут использоваться средства связи, такие как телефоны, компьютеры, интернет и прочие средства связи. Специально оборудованное место для проведения административного расследования позволяет обеспечить надлежащие условия для проведения расследования, соблюдение процессуальных требований, защиту прав участников процесса и сохранность доказательств.
Административное расследование, как этап возбуждения дела об административном правонарушении
Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного. Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.
Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия , дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения .
В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.
Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:
1. Принятие решения о проведении административного расследования.
Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.
Все должно быть четко
В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.
Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.
Минимальный возраст, с которого наступает административная ответственность
Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
От ответственности могут быть освобождены владельцы транспорта, если они подали жалобу по вынесенному по делу постановлению и при ее рассмотрении выяснилось, что в момент совершения нарушения закона, средство передвижения находилось в пользовании или полноценном владении у другого гражданина или же было украдено у владельца (ФЗ No175-ФЗ от 23.07.2010 года). По общему правилу, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Кроме того, границы этого этапа значительно расширяются на стадии административного расследования при ее понимании в узком смысле.
Срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен на срок не более 1-ого месяца.
Кроме того, исходя из принципов неизбежности наказания за нарушения закона с одной стороны и недопущения наказания невиновного — с другой, некоторые обстоятельства правонарушений требуют усиленной квалификации с привлечением экспертного мнения или, например, дополнительного исследования в смежных областях права.
За нарушение закона, действующего только в момент вынесения протокола об административном правонарушении, но не действовавшего в момент совершения правонарушения, административная ответственность исключена.
Круг лиц, уполномоченных к принятию решения о проведении административного расследования, определён законодателем вполне конкретно. Как и области правонарушений, для которых применима эта процедура.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Результатом проведения административного расследования является протокол об административном правонарушении или постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Что такое административное расследование
Административное расследование — это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.
Проведение административного расследования — необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.
Проверка административного типа — совокупность характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.
Проведение административного расследования
При выявлении экологических правонарушений проведение административного расследования возможно как в отношении юридического лица, должностного лица, так и в отношении неустановленного круга лиц.
Кто уполномочен проводить административное расследование:
1) согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ: должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
2) согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор.
После выявления факта административного нарушения уполномоченное должностное лицо принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должна быть в течении суток вручена под расписку либо направлена потовым отправлением лицу, в отношении которого вынесено определение.
Отличие административного расследования от проверки
Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)», имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.
Если в силу сложившегося положения по конкретному делу из-за наличия ходатайства было решено увеличить длительность изучения случая, такое решение обязательно оформляют письменно. Когда ходатайство о продлении срока административного расследования изучено и одобрено, составляют определение. Ответственность за такое решение возлагают на судью либо инстанцию, занимающуюся вопросом. Если случай ведет конкретное должностное лицо, тогда определение должно вынести именно оно.
Возможна организация расследования, связанная с особенностями таможенных норм. Если есть подозрение на нарушение правил и законов, регламентирующих эту сферу, допускается увеличение продолжительности исследования обстоятельств. Максимальный срок административного расследования для такой ситуации насчитывает полгода. Чтобы это было полностью законно и оправдано, тематическое решение обязан вынести человек, возглавляющий таможенный орган на один иерархический уровень выше, нежели тот, в котором исследуется случай. Такие условия и правила установлены пятой частью седьмого блока 28-й статьи КОАП.
Расследование: а что это?
Чтобы правильно соблюдать оговоренные КОАП РФ сроки административного расследования, нужно понимать, что этот процесс представляет собой и что в него включено, какие мероприятия должны уложиться в оговоренный законами месяц. В настоящее время широкое понимание рассматриваемого процесса – это форма возбуждения дела о некотором нарушении оговоренных законом норм. Адмрасследование является таким специфическим порядком исследования начальной информации, которое основывается на нарушении закона. Расследование включает процедуры, в рамках которых выявляют обстоятельства случившегося, организуют дополнительные исследования, которые позволяют уточнить картину случившегося.
Узкое понимание события – форма делопроизводства применительно к некоторым категориям случаев. Она сформирована процессуальной активностью и не являющейся таковой. Расследование происходит с привлечением полицейских работников, которые имеют полномочия по формированию протоколов, фиксирующих факт нарушения закона. Протоколы позволяют точно и детально определить все обстоятельства случившегося, зафиксировать квалификацию произошедшего в соответствии с действующими юридическими нормами, процессуально оформить.
Процесс административного расследования ДТП
На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:
- Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
- Оформляется определение об административном расследовании.
- Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
- Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
- Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
- Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
- Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.
Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:
- Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
- Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
- Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
- Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.
С какими проблемами можно столкнуться?
Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.
Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.
Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.