Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация федерального розыска скрывшихся лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Поиском и поимкой преступников в России занимается структурное подразделение полиции, которое носит одноименное название – Уголовный розыск. Для поиска разыскиваемых людей сегодня используются самые разные средства, от оперативно-розыскных учетов до специальной техники. В некоторых случаях к розыскным операциям привлекаются другие спецподразделения – например, ОМОН или спецагенты. В последние годы большую популярность получило привлечение к розыскным мероприятиям известной российской платформы «Глаз Бога», занимающейся IT-решениями для противодействия киберпреступности в России.
Розыск подозреваемых и обвиняемых в Российской Федерации, что это и как работает. Часть 2
Продолжим наш разговор.
Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ).
Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёхдневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия.
Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск.
Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск.
В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и, если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело.
Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.
После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ и по всем субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов).
Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца).
О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.).
В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.
Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск.
Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.
Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
- в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
- разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
- разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
- в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
- разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.
Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соответственно подозреваемого или обвиняемого.
Как проверить нахождение человека в розыске
Существует как минимум несколько жизненных обстоятельств, при которых нужно проверить человека на розыск, уголовный или любой другой. В частности, вам может потребоваться проверить на розыск потенциального сотрудника или делового партнера по бизнесу. Как узнать находится ли человек в федеральном розыске?
Существует несколько способов проверить в розыске ли человек.
- Проверить розыск интересующего человека по официальной базе МВД. Для этого достаточно воспользоваться соответствующей страницей «Внимание, розыск!» на официальном сайте госструктуры. Именно здесь можно проверить и установить нахождение в розыске по базе МВД по всем регионам РФ.
- Узнать в розыске ли человек, пробив его по базе судебных приставов (ФССП России). Обратите внимание на то, что здесь представлены сразу две базы розыскников. В первой собраны сведения о лицах, подозреваемых в совершении преступлений. Если вам нужно узнать, в розыске ли данный человек в отношении совершения уголовных преступлений, информацию нужно искать именно здесь. Вторая база объединяет информацию о гражданах, в отношении которых открыто исполнительное производство. Другими словами, должников, не подозреваемых в совершении тяжких правонарушений.
- Пробить интересующего вас гражданина по онлайн-базе Главного управления по вопросам миграции. Имейте в виду, что здесь нет конкретной информации о разыскиваемых гражданах. Однако вы всегда можете проверить на действительность паспорт подозрительного лица, что часто помогает в таких вопросах.
- Проверка через онлайн-базу интерпола. Здесь можно пробить информацию, касающуюся лиц, объявленных в международный розыск. Во всех остальных случаях такой пробив будет нецелесообразным.
Розыск лиц, пропавших без вести
Без вести пропавшими признаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых неизвестна.
К без вести пропавшим следует отнести: несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, бежавших из школ- интернатов, детских домов, детских приемников-распределителей и других учреждений, где они содержались; лиц, покинувших без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; душевнобольных, ушедших из дома или медицинских учреждений.
Причины безвестного исчезновения людей разнообразны.
Среди них можно выделить случаи исчезновения граждан при криминальных обстоятельствах.
Сюда относится безвестное исчезновение граждан, ставших жертвой убийства, гибели в результате доведения до самоубийства или оставления в опасности и т.п.
Все остальные факты безвестного исчезновения людей (вне связи с криминальными причинами) составляют другую группу.
К ним относятся случаи скоропостижной смерти, смерти от старости или длительной хронической болезни, смерти в результате несчастного случая и т.п.
Исчезновение человека зачастую фиксируется в результате потери ориентировки на местности (заблудился в лесу, степи, горах); нахождения в бессознательном состоянии и без документов, удостоверяющих личность; болезненного состояния психики, когда человек неспособен контролировать свое поведение и сообщать о себе необходимые сведения; стихийных бедствий и т. п.
Актуальность проблемы розыска без вести пропавших лиц и установления личности трупов неизвестных граждан определяется тем, что их число из года в год увеличивается.
В настоящее время неизвестна судьба многих тысяч без вести пропавших граждан.
В то же время результативность оперативно-поисковых мероприятий продолжает оставаться низкой.
Следует заметить, что среди без вести пропавших подавляющее большинство здоровых и трудоспособных граждан.
Организация и практическое осуществление розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы внутренних дел по месту исчезновения этих лиц.
Если исчезновение человека произошло в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом, а также в городах и иных населенных пунктах, где пропавший делал кратковременную остановку, первичные мероприятия по розыску пропавшего производятся соответствующими транспортными или территориальными органами внутренних дел.
Собранные по данному факту материалы могут быть направлены в горрайорганы внутренних дел по месту постоянного жительства или пребывания пропавшего гражданина для осуществления дальнейшего розыска.
Организация и осуществление розыска пропавших без вести граждан возлагается на аппараты уголовного розыска, которые привлекают к этой работе силы и средства других служб и подразделений органов внутренних дел.
Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.
В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.
Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.
Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.
Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.

Он начинается с того, что вы решили отравиться. Но мозг не спешит отключаться, а тело начинает активное сопротивление. В этом случае, смерть будет или очень долгой и мучительной. Или вас успеют спасти.
Или же прыжок с высоты. Повезло, и вы приземлились не так, как планировали. Были случаи, когда люди выживали даже после полёта с 9 этажа. А рекорд по падению с выживанием, принадлежит одной стюардессе. Которая выпала из разваливающегося самолёта, но выжила.
Самый неприятный исход это та ситуация, когда вы лежите на асфальте, вроде бы дышите и даже начинаете кое-что видеть. Шок спадёт, и спустя 30 минут, вы начнёте понимать, что это была не лучшая идея. Но многочисленные повреждения органов и переломы костей, много времени на раздумья не дадут.
Как ищут людей в федеральном розыске?
Следственных мероприятий, проводимых с целью установления местонахождения разыскиваемого, много. Как только поступает информация о пропавшем, все сведения передаются в ГИЦ МВД РФ в шифрованном виде. Вся информация появляется в оперативно-справочных картотеках информационных центров.
Список лиц, находящихся в федеральном розыске, в обязательном порядке публикуется на официальных интернет-ресурсах органов внутренних дел тех субъектов Российской федерации, где может находиться разыскиваемый.
Для проведения розыскных работ актуальны следующие виды деятельности:
- наблюдение, как за жилищем разыскиваемого, так и за теми местами, где он может появиться;
- наведение справок;
- проведение процедуры отождествления личности;
- контроль за корреспонденцией, отправленной от имени разыскиваемого или приходящей на его адрес;
- прослушка телефонов родных и знакомых;
- внедрение в ближайшее окружение разыскиваемого, это также может помочь в выяснении местонахождения пропавшего;
- обыск помещений, где может находиться разыскиваемый.
Как узнать, находится ли человек в розыске?
Бывают ситуации, когда необходимо проверить, находится ли человек в федеральном розыске. Это может потребоваться как самому разыскиваемому, так и его окружению.
Например, невеста, узнав, что ее жених не платит алименты детям от первого брака, может заинтересоваться, не состоит ли он по этому поводу в розыске.
Так, как узнать, находится ли человек в федеральном розыске? Сделать это не так сложно, как может показаться изначально. Нужно зайти на официальный сайт МВД «Внимание, розыск».
Учтите, здесь вы увидите единый список разыскиваемых в 2021 году: пропавших без вести, разыскиваемых уголовников, должников за невыплаты алиментов и других платежей.
Чтобы узнать, находится ли человек в розыске, нужно в поисковую строку ввести фамилию, имя, отчество и год рождения интересующего вас лица. Также сервис потребует ввести вашу электронную почту. Нажмите кнопку «Искать».
Если интересующий вас гражданин находится в розыске, информация об этом придет на вашу электронную почту. В письме будет указано, кто стал инициатором розыска, что послужило причиной розыска и приметы разыскиваемого.
Для получения более детальной информации потребуется обратиться с заявлением в Главное управление уголовного розыска МВД РФ. сделать это можно здесь же на сайте через специальную форму.
В случае, если интересующего вас человека нет в списке сервиса, сайт предложит вам подать заявку в подразделение Главного управления уголовного розыска МВД России. Именно это учреждение отвечает за организацию розыска.
Если вас интересует, не находится ли человек в федеральном розыске за невыплату алиментов, сделать это можно через судебных приставов. У них имеется вся база данных по разыскиваемым должникам.
Такой же сервис по поиску разыскиваемых есть и на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Как быть и что делать призывнику
Прежде всего – не бегать и не скрываться от военкомата. Не доводить ситуацию до чего-то более серьезного, чем звонок оттуда с вопросом, почему вас до сих пор нет после дополнительного обследования. Потому что риски и последствия такого сценария серьезные и весьма негативные, а выгода крайне сомнительная. Даже если вы не попадете в армию и даже по суд, потому у вас будут проблемы с оформлением военного билета. Ну как проблемы – вместо него вам дадут так называемую «справку уклониста». Это, конечно, далеко не конец жизни, но лучше он ее определенно не сделает.
Поясним по поводу уголовной ответственности. Максимальное наказание по 328 статье УК РФ – два года лишения свободы. Это значит, что максимальная продолжительность судимости составит три года. То есть, при самом жестком сценарии военкомат потеряет призывника на пять лет. Естественно, ему это не выгодно. Однако это не значит, что за уклонение от срочной службы никого не судят – реже, чем могли бы, но все же судят.
Ведь есть замечательный для всех, кроме самого парня, выход: приговор с наказанием в виде штрафа в размере, к примеру, семи тысяч рублей. Санкция статьи 328 такое вполне допускает, нижний предел штрафа ею не оговаривается, хоть сто рублей. Тогда судимость истечет через год после вынесения приговора. А если наказание будет условным, то может и еще быстрее. Пару призывов военкомат вас подождет, а потом вы уже никуда от него не денетесь, потому что вас проконтролирует служба исполнения наказаний.
Поэтому добиваться отсрочки или освобождения от призыва нужно только законными методами. Для этого читайте законы, поступайте в вузы, проходите медицинские обследования. Если самостоятельно одолеть такую стратегию вам трудно, обращайтесь к специалистам – для начала, например, записывайтесь к нам на бесплатную консультацию. На ней юрист объяснит вам самое главное, что полезно знать в вашем случае. Заключите с нами договор – и тогда мы в полной мере защитим ваши права и законные интересы.
“Три дня” уже в прошлом
Следственный комитет РФ, МВД и генпрокуратура в январе прошлого года утвердили приказ, в котором указаны все правила рассмотрения обращений по пропаже людей.
В документе упомянуты практически полные, хотя и не исчерпывающие обстоятельства, согласно которым можно сделать вывод, что пропавший человек подвергся нападению преступников. “Одними из таких обстоятельств являются пропажа человека с мобильным телефонов или авто, несовершеннолетний возраст, наличие у человека значительной суммы денег и т.п.” – уточнили в пресс-центре Генпрокуратуры РФ.
По новой инструкции, все сигналы о пропаже человека должны быть проверены независимо от срока давности и того, на каком месте зафиксирован факт исчезновения.
Особенности взаимодействия компетентных органов при обнаружении безвестно пропавшего
В случае поступления в НЦБ соответствующего сообщения оно направляется инициатору поисковых мероприятий либо в филиал.
Если обнаружен совершеннолетний дееспособный безвестно пропавший гражданин, компетентные органы страны, на территории которой он был найден, могут сообщить о его местонахождении только с его согласия. Если таковое отсутствует, передают сведения только о факте обнаружения лица.
Если найденным является несовершеннолетний, субъект, страдающий психическими расстройствами, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, сообщение о местонахождении направляется без согласия обнаруженного лица.
После получения сведений инициатор розыскных мероприятий выносит постановление об их завершении. Документ должен быть издан в течение 3 суток.
Как можно узнать, находится ли человек в федеральном розыске?
Чтобы не стать жертвой мошенника или хуже того, преступника, обязательно проверьте человека, есть ли он в базах федерального розыска. Сделать это можно несколькими способами.
Найти человека по фамилии в списке базы федерального розыска. На сайте МВД в специальном сервисе «Внимание, розыск!» есть общедоступная информация. Она открыта для всех. Нужно только внести фамилию и дату рождения. Казалось бы, все так просто. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, вы получите только ответ «да» или «нет». За более подробной информацией придется обращаться дальше – писать заявления в Главное управление уголовного розыска МВД России и ждать официального ответа несколько дней. Во-вторых, общедоступной эта информация становится тогда, когда правоохранители привлекают к поискам СМИ. И поэтому в сервисе «Внимание, розыск» можно найти далеко не всех, кто действительно объявлен в федеральный розыск. Большая часть данных закрыта.

Срок давности применяется только в том случае, если разыскиваемым лицом является уголовный преступник:
- 2 года для преступлений легкой тяжести.
- 6 лет для преступлений средней тяжести.
- 10 лет для преступлений тяжкого характера.
- 15 лет для преступлений особо тяжкого характера.
Однако, есть нюанс – срок давности начинает исчисляться со дня совершения преступления и до вынесения приговора суда. То есть, если по делу шло следствие слишком долго, и до суда так и не дошло, а срок давности вышел, то и претензии к преступнику у правосудия уже нет.
В отношении без вести пропавшего гражданина розыскные мероприятия по решению суда могут быть завершены, а он сам признан умершим спустя год. Через 15 лет федеральный розыск прекращается, а сведения об разыскиваемом удаляют из базы данных, но в архиве они по-прежнему могут храниться.
В середине XX в., после попытки сузить понятие розыска до ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, данное понятие стало рассматриваться в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, в частности), широкий смысл данного понятия в современных работах последователей, как и раньше, отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку предполагает выявление готовящихся и совершенных преступлений, установление виновных лиц.
Розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД. Она включает не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести.
Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия, своевременное получение информации о подозреваемых лицах, скрывшихся обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, оно направлено на повышение эффективности судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников.
К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, наряду с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 210, 238, 253 УПК РФ) и Законом об ОРД (ст. 2) относятся подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.
Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.
Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. В связи с этим таковой нельзя считать деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан.
Объектами розыска являются следующие лица:
- скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда:
- уклоняющиеся от уголовного наказания;
- без вести пропавшие.
Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда считаются подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи в целях уклонения от уголовной ответственности за содеянное. При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое дополнительно предусмотрена ответственность по ст. 313 УК РФ.
К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ: осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.
К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведений о себе, местонахождение которых остается неизвестным.
Задачами розыска являются:
- обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);
- предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;
- установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.
Основными субъектами розыскной работы выступают: а) подразделения полиции, осуществляющие криминальный розыск, которые входят в структуру Главного управления уголовного розыска: б) подразделения полиции (управления, отделы организации охраны общественного), функционирующие в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; в) подразделения ФМС России; г) следователи.
В структуре уголовного розыска функционируют территориальные подразделения криминального розыска (отделы, отделения, группы) и отдельные сотрудники, которые специализируются на розыскной работе.
Подразделения криминального розыска осуществляют розыск следующих категорий лиц:
- скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;
- совершивших побег из-под стражи (конвоя), из ИУ, СИЗО или из-под охраны войскового наряда (совместно с оперативно- розыскным органом УИС);
- осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
- психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
- уклонившихся от исправительных работ;
- пропавших без вести;
- уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу, сборов и альтернативной службы;
- лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.
Кроме того, к компетенции данных подразделений относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.
Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы. В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.
Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделениях ФМС РФ.
Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями. О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД.
В функции подразделений полиции охраны общественного порядка входит;
- розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных школ и специальных училищ;
- установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);
- розыск лиц, совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев;
- установление личности лиц, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить сведения о себе.
Подразделения ФМС России осуществляют розыск:
- должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;
- должников (ответчиков) по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;
- иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД;
- граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками (лицами, утратившими связь с родственниками, считаются те, кто не желает поддерживать связь с ними либо относится безразлично к поддержанию родственных связей).
Следователи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 38 ст. 5 УПК РФ) принимают розыскные меры для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Анализ следственной практики показывает, что на розыскную деятельность приходится до 30% всего времени, отводимого на расследование преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ следователь выступает инициатором розыска скрывшегося обвиняемого, который поручает органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо.
После приостановления предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не установлено, следователь обязан принять меры к его установлению. В ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску (ст. 209 УПК РФ).
Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ.
В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).
Наряду с перечисленными подразделениями в розыскной работе могут принимать участие подразделения внутренних войск, которые совместно с территориальными ОВД участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров), выполняют розыскные задания округов, соединений и частей внутренних войск.
Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с различными правоохранительными и иными государственными органами: ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, органами прокуратуры, а также государственными органами и общественными организациями.
Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный.
Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят: проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей СМИ (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.
Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ 1 В ряде европейских стран (Соединенном Королевстве, Испании, Италии, Франции) розыск, проводимый на всей территории страны, называется национальным, а в США — государственным. .
В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.
Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.
С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.
Правовые нормы, регулирующие порядок международного розыска, сосредоточены в многочисленных международных и внутригосударственных источниках: Уставе СНГ (1993), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 г.) и др.
Вопросы сотрудничества правоохранительных стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска отражены в следующих актах: Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.). Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 1998 г.) и др.
Система межгосударственного розыска аналогична существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемою и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.
В целях активизации взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в решении розыскных задач и повышения эффективности реализации многосторонних и двухсторонних международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью 28 марта 2002 г. решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ утверждена Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска № 1/1784. Данная Инструкция определила единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел СНГ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов, идентификации неопознанных трупов.
Основными формами взаимодействия в осуществлении межгосударственного розыска являются:
- розыск лиц, скрывшихся от уголовной ответственности или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
- исполнение запросов о проведении ОРМ и следственных действий;
- обмен оперативно-розыскной и иной информацией; своевременное направление постановлений об объявлении межгосударственного розыска в Межгосударственный информационный банк (создан на базе ГИАЦ МВД России);
- выработка и внесение предложений по устранению причин и условий, затрудняющих совместную ОРД, органами государственной власти государств — участников СНГ;
- подготовка материалов по розыску обвиняемых.
Особенности международного розыска
Международный розыск ОВД в РФ производится в следующих ситуациях:
- наличие достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации в другое государство;
- поступление запроса из национального бюро Интерпола о розыске человека, который въехал на нашу территорию из другого государства.
В качестве основания международного розыска выступает запрос в национальное бюро Интерпола в РФ, который формируется соответствующим ОВД. Он включает исчерпывающую информацию о человеке, объявленном в международный розыск, включая связанные с ним события и факты, наименование иностранных государств, городов, населенных пунктов, куда он может направляться, конкретные адреса, имена и фамилии людей, названия организаций (учреждений), которые это лицо может посещать.
Помимо этого, в запросе должны содержаться указания на основания розыска. Это может быть дата и номер возбужденного уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, избранная мера пресечения (включает указание даты избрания и судьи, который удовлетворил ходатайство), целесообразность установления контроля передвижения разыскиваемого лица в случае его обнаружения, потребность в задержании с дальнейшей экстрадицией.
Поговорим о розыске: как без вести пропавших, так и преступников. А именно: какой бывает розыск, как нужно правильно оформлять людей в розыск и когда он заканчивается.
В Российской Федерации в сутки в среднем пропадает без вести около 200 человек. Несколько десятков тысяч за год. Большую часть из них находят.
Причины, по которым люди пропадают, совершенно разные:
- это пожилые люди, которые в силу своих возрастных заболеваний забывают, где они живут;
- это дети, которые заблудились-заигрались;
- это преступники и правонарушители и т. д.
Где обычный гражданин может узнать находится ли тот или иной человек в розыске?
На сайте МВД в разделе «Внимание розыск», где можно по фамилии узнать в розыске человек или нет. Также гражданин может обратиться прямо в полицию, если он является родственником и может это документально доказать. Мало прийти и сказать, что я двоюродный брат.
С такой просьбой может обратиться только ближайшие родственники в территориальный отдел полиции или к судебному приставу. Родство придется доказывать Обычно отвечают только:
- супругам (действующим супругам, бывшим нет);
- детям;
- усыновленным и родным братьям и сестрам;
- бабушкам и дедушкам.
Федеральный розыск – это…
Существует несколько видов розыска. Все они различаются по масштабу проводимых розыскных мероприятий:
- Местный – проводится в том же населенном пункте, где проживал пропавший.
- Региональный – территория охвата расширяется до пределов региона.
- Федеральный – розыск пропавшего лица ведется на территории всей страны.
- Межгосударственный – проводится в масштабах стран СНГ.
- Международный – розыскные мероприятия ведутся по всему миру. Чаще всего объявляется в том случае, если достоверно известно, что разыскиваемое лицо пересекло границу государства.