- Финансовое право

Заявка на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ: образец и правила оформления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявка на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ: образец и правила оформления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.

Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.

Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Порядок рассмотрения первых частей заявок

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Проверка тендерной комиссией первых частей, переданных с электронной площадки заявок участников электронного аукциона на предмет соответствия указанных в заявке сведений требованиям которые установил заказчик в документации о аукционе, в отношении закупаемых им услуг, товаров, работ.

При этом предельные сроки рассмотрения первых частей таких заявок согласно части 2 статьи 67, не должен превышать один рабочий день при НМЦК до 3-х миллионов рублей и не должен превышать 7-мь дней с даты окончания срока подачи таких заявок при НМЦК. свыше 3-х миллионов рублей.

После того как комиссия рассмотрела первые части заявок, она должна принять решение в отношении каждой поступившей заявки об отказе в допуске к участию в аукционе или о допуске участника, подавшего заявку на участие в аукционе, по основаниям и в порядке, предусмотренных частью 4 статьи 67.

В первую очередь, необходимо заняться изучением отдельного блока – технического задания, в котором, как правило, содержатся основные требования к объекту предстоящих торгов. Здесь подробно прописываются все характеристики и особенности товара к закупке или услуг к заказу.

Имея большой опыт в области участия в торгах, можем уверенно заявить, что техническое задание является основной составляющей успеха.

Если вы изначально не уделите достаточного внимания изучения всех критериев, указанных в ТЗ, то вы можете упустить важные аспекты, которые, например, делают невозможным или невыгодным ваше участие в конкурсе. Например, если вы до конца не просчитаете свои затраты по его исполнению и в итоге понесете убытки. Еще одно негативное последствие невыполненного контракта по 44-ФЗ – это попадание в перечень недобросовестных исполнителей. Все это говорит лишь одном: необходимо максимально серьезно подходить к вопросам изучения всех требований при подготовке первых частей заявок на аукцион.

Неотъемлемой частью ТЗ являются приложения к ней (инструкции), содержащие нормативно-техническую информацию на продукцию, предлагаемую исполнителем в рамках конкурса. В этой части важно проследить, чтобы атрибуты ваших документов соответствовали запросу поставщика. Например:

  • Чтобы ГОСТ номер попадал в диапазон дозволенных по заданию;
  • Чтобы требованиям заявки соответствовали диапазонные параметры;
  • Чтобы корректно были интерпретированы знаки препинания заказчика. К примеру, если будет указано, что краска должна быть «желтой» и «оранжевой» — это означает, что заказчик хочет сузить круг поставщиков, позволяя им выбрать только один вариант – желтый или оранжевый, а не оба.

Участник может уточнять и даже жаловаться

Вы являетесь полноправным участником рыночных взаимоотношений, поэтому имеете полное право на разъяснения. Если вам непонятны определенные аспекты или вы нуждаетесь в дополнительных уточнениях, так как тендер очень важен для вашего бизнеса, не стесняйтесь и задавайте вопросы. По закону вы можете сделать это трижды за время проведения одного конкурса!

Читайте также:  Как запросить копию устава в ИФНС через сбис

Дело в том, что, зачастую, организаторы умышленно стремятся запутать участников, чтобы сократить количество заявок.

Самые яркие примеры подобных действий:

  • Просьба прикрепить «иные» документы или сведения без точного указания их типа;
  • Некорректно используют ГОСТЫ на продукцию;
  • Вообще не используют ГОСТы на продукцию;
  • Указывают критерии, под которые походит конкретный участник;
  • Вместо конкретных указывают в техническом задании диапазонные значения продукции.

Кто может зарегистрироваться

Начиная с 2019 года, любой, кто планирует стать участником торгов, проводимых в соответствии с нормами Федерального закона № 44, не могут отдельно аккредитоваться. Теперь сначала поставщик проходит полноценную процедуру регистрации в ЕИС, а после этого уже система его аккредитует на любых государственных ЭТП.

При этом, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, у человека должна быть завершенная аутентификация на портале Госуслуг, так как без нее данный процесс закончить не получится.

В соответствии с действующим регламентом пользователь должен быть аккредитован на RTS-Тендер на протяжении одного рабочего дня с момента окончания его регистрации в ЕИС.

Сведения, которые вносятся любым пользователем в процессе регистрации в ЕИС, достаточны, чтобы потом аккредитоваться на РТС-Тендер и сразу же при желании зарегистрироваться в качестве участника на каких-нибудь торгах. При этом стоит отметить, что в личном кабинете торговой площадки присутствует еще целый ряд доступных полей, куда можно внести дополнительную информацию, выполнить настройку и при желании внести другие сведения, которые могут пригодиться другим лицам при выборе поставщика.

ЕИС не предусматривает возможность отправки уведомлений каждому пользователю о том, корректно ли им были заполнены необходимые документы, а также удалось ли ему успешно пройти процедуру регистрации.

На заметку! В связи с этим рекомендуется пользоваться вручную реестрами участников и аккредитованных компаний, отыскивая там нужное имя.

Электронный аукцион (аукцион в электронной форме)

Электронный аукцион (или аукцион в электронной форме) является разновидностью аукциона. А аукцион в свою очередь относится к конкурентным способам определения поставщиков заказчиками и регулируется на законодательном уровне (ст.24, 44-ФЗ). Информация о закупке подается заказчиком на электронную торговую площадку, где с ней ознакомиться может неограниченное количество лиц (ст.59, 44-ФЗ).

Если говорить «своими» словами, то электронный аукцион – это электронная процедура закупок, проводимая на электронной площадке, при которой победителем становится участник, предложивший наименьшую цену исполнения контракта.

Аукцион в электронной форме является самым распространенным способом определения поставщика. На его долю приходится около 2/3 всех закупок, проводимых на территории Российской Федерации.

Этап пятый — подача заявки на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Участник должен их готовить и заполнять сразу. Первая часть заявки содержит информацию о товарах, работах или услугах, которые вы готовы поставить, выполнить или оказать. Вам необходимо предоставить следующую информацию:

  • Дать согласие на поставку товаров, работ или услуг в полном объеме и в сроки, указанные в аукционной документации
  • Предоставить сведения о технических и качественных характеристиках товара, предлагаемого к поставке или применяемого в ходе выполнения работ.

Этап седьмой — электронные торги

В назначенный день и час вы заходите в Личный кабинет электронной площадки и начинаете подавать свои ценовые предложения. Во время торгов вы и другие участники аукциона будете видеть только порядковые номера заявок, которые присваиваются всем участникам, и ценовые предложения. Вы должны подавать ценовые предложения строго в соответствии с установленным шагом аукциона и диапазоном. Как правило, шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта.

У вас будет 10 минут для того, чтобы подать свое ценовое предложение, которое должно быть ниже предложения предыдущего участника в пределах шага аукциона. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто из участников не делает новое ценовое предложение, то аукцион завершается и наступает вторая фаза аукциона — так называемый «этап доподачи ценовых предложений», продолжительность которого составляет также ровно 10 минут.

Первая часть заявки изучается заказчиком или аукционной комиссией в течение 3-5 дней, после чего выносится решение об участии или неучастии заявителя в аукционе в электронной форме.

Затем проводится сам аукцион в день, указанный в извещении. Это должен быть рабочий день, который следует за датой завершения срока анализа первых частей заявок. При этом оператор ЭТП привязывает время начала аукциона ко времени в часовом поясе, где находится заказчик.

В ходе ЭА его участники постепенно снижают НМЦК на величину, именующуюся шагом аукциона и составляющую от 0,5% до 5% НМЦК. Участники направляют предложения о цене контракта, которые предусматривают снижение уже имеющегося минимального предложения о контрактной цене на размер, соответствующий шагу аукциона. Однако участники ЭА не могут направлять предложения о цене контракта, если она:

  • равна ранее поданной этим же участником цене;
  • превышает размер ранее поданного предложения;
  • имеет нулевой размер.
Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

На протяжении получаса после окончания ЭА оператор публикует на электронной площадке протокол проведения аукциона, в который вносятся:

  • адрес ЭТП;
  • дата проведения, время начала и завершения ЭА;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения, сделанные участниками.

Затем в течение 1 часа после размещения протокола на площадке оператор отправляет его заказчику с присовокуплением к нему вторых частей заявок.

Требования к участникам аукциона

В рамках широкомасштабной технологической модернизации, проводимой АО «ЕЭТП», секция ГК «Ростех» подключена к Единому личному кабинету (ЕЛК) — новому сервису ЭТП, созданному для единого центра управления услугами и доступа к торгам через одну учетную запись.

Аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на 8 электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Извещение о проведении электронного аукциона дублируется на выбранной Заказчиком электронной торговой площадке. Дополнительно сообщается дата окончания срока рассмотрения заявок и перечень документов, который необходимо представить участнику для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации.

Для того чтобы принять участие в ЭА, проводимых на ЭТП, у участника торгов должна быть квалифицированная электронная подпись (КЭП), регистрация в ЕИС и аккредитация на торговой площадке.

Процедура проведения заказчиком электронного аукциона

Процедуру проведения заказчиком аукциона в электронной форме на закупку товаров (работ, услуг) можно разделить на следующие этапы:
— подготовку к проведению электронного аукциона;
— оформление документов для проведения электронного аукциона;
— размещение информации о проведении электронного аукциона;
— выявление участников электронного аукциона;
— определение победителя электронного аукциона;
— заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Рассмотрим основные моменты проведения этих этапов.

Подготовка к проведению электронного аукциона. Во избежание организационных сбоев и нарушений при проведении аукциона заказчик должен спланировать свои действия, определить сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями.

При отсутствии у заказчика аукционной (единой) комиссии необходимо принять решение о ее создании до начала проведения закупки, а также определить состав комиссии, порядок ее работы и назначить председателя комиссии (п. 2 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

В состав аукционной или единой комиссии должно входить не менее пяти человек: это должны быть преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Состав созданной аукционной (единой) комиссии необходимо утвердить приказом. Кроме того, следует разработать и утвердить положение об аукционной (единой) комиссии.
В то же время для организации процедуры электронного аукциона заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика, в том числе для разработки документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 44-ФЗ).

Специализированная организация осуществляет указанные выше функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления данных функций возникают у заказчика.

При привлечении специализированной организации для проведения электронного аукциона такие функции, как создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе и подписание контракта, исполняются заказчиком.

Оформление документов для проведения электронного аукциона. Для проведения электронного аукциона заказчик должен разработать документацию о нем и разместить ее в ЕИС (на официальном сайте) (п. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).

Статьей 63 Федерального закона N 44-ФЗ установлены сроки разработки и утверждения документации об аукционе:
— если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб. — документация размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (п. 2);
— если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб. — не позднее чем за 15 календарных дней (п. 3).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, поименованную в п. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.

Размещение информации о проведении электронного аукциона. Одновременно с размещением в единой информационной системе документации о проведении электронного аукциона заказчику следует разместить извещение о проведении такого аукциона (п. 1 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ в извещении должны быть указаны:
— сведения о заказчике (уполномоченном органе, контрактной службе, контрактном управляющем, лицах, ответственных за заключение контракта). К ним относятся наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, информация об ответственном должностном лице (п. 1 ст. 42, п. 5 ст. 63);
— информация об условиях контракта, а именно наименование и описание объекта закупки, сведения о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, источник финансирования закупки (уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации) (п. 2 ст. 42);
— сведения об ограничениях на участие в электронном аукционе. Указывается информация о том, кто может являться участником закупки, и обоснование ограничения (п. 4 ст. 42);
— способ определения поставщика — электронный аукцион (п. 5 ст. 42);
— срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п. 6 ст. 42);
— размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (п. 7 ст. 42);
— размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления этого обеспечения, требования к данному обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта (п. 8 ст. 42).

Читайте также:  Замена страховой медицинской организации

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42, прописываются:
— адрес электронной площадки в Интернете;
— дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ;
— дата проведения аукциона согласно п. 3 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ. Если дата проведения аукциона приходится на нерабочий день, день проведения аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
— реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона и размер обеспечения данных заявок;
— преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28-30 Федерального закона N 44-ФЗ;
— предъявляемые участникам данного аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона согласно пп. 1, 2 п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии названных требований);
— условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В то же время в силу п. 3 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об этом аукционе. Причем участник аукциона вправе направить не более трех запросов о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления названного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил запрос, при условии, что поименованный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При поступлении запроса позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок отвечать на него заказчик не должен.

Закупщик инициирует электронный аукцион по 44 ФЗ (статья 59) в целях закупки продукции, выполнения работ, оказания услуг по любому из кодов классификатора ОКПД2. Условие — на конкретный вид экономической деятельности не должны налагаться ограничения 44-ФЗ (например, требование о проведении только закрытых процедур).

Законом предусматриваются ситуации, когда закупщик обязан проводить электронный аукцион (РП РФ № 471-р от 21.03.2016):

  • закупка сельскохозяйственных товаров и услуг;
  • горнодобывающей продукции;
  • пищевых продуктов и напитков;
  • одежды;
  • бумаги;
  • лекарственных средств;
  • компьютерного оборудования;
  • выполнение строительных работ.

Список достаточно большой и содержит более 50 классов по ОКПД2.

Шаг 4. Провести завершающий этап

Вторая фаза стартует, если по прошествии 10 минут от последнего ценового предложения ни один из потенциальных поставщиков не предложил новую сумму. Этот этап продолжается 10 минут, каждый участник вправе понизить свою предложенную ранее цену, не обращая внимания на шаг. Но сумма не занижается более минимальной предложенной на первом этапе.

Время начала торгов: 12:00:00

НМЦК — 1 000 000 руб

ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01–12:39:01 вторая фаза

Если прошло 10 минут после начала, а никто из участников цену так и не поднял, торги признают несостоявшимися. Оператор ЭТП в течение 30 минут после завершения процедуры размещает на площадке протокол.

Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *